Фэт-Фрумос и Веря-Богатырь

БогатыриЖили-были когда-то старик со старухой. Прожили они вместе до глубокой старости, а детей у них не было. Как-то говорит старик:

—          Мэй, баба, пойду-ка я по свету, поищу ребенка. Все у нас есть — и виноградник, и хлеб, дом есть и всякого добра в нем полно, вот вырастим себе и сыночка: что за радость от добра, если на старости лет кружку воды подать нам некому.

И пошел старик по дорогам, через горы да через долы, долго ли, коротко ли, и приходит к колодцу. И встретился ему у того колодца старик — веки до пояса, ресницы до колен, борода до пят.

— Куда идешь, мэй, добрый человек? — спрашивает старик.

—          Да так, мол, и так,-отвечает.- Дожили мы со старухой до старости, есть у нас виноградник, есть дом, есть хлеб, но некому оставить все это после смерти.

—          Иди домой, добрый человек: с самого утра сегодня таскает твой паренек кувшины по двору, огород полил,сад, наполнил все чаны и бочки.

—          Не верю я тебе, дед.

—          Иди — увидишь.

Возвращается старик домой и видит в своем дворе парня, красивого как дуб, и делает тот парень во дворе всякую работу.

Увидел он старика и спрашивает:

—          Где ты ходишь, отец, у меня уже руки болят — с каких пор воду таскаю.

Помолодели дед и баба от радости.

Одели они его, накормили и назвали Фэт-Фрумосом.

Парень управлялся с делами на диво ловко — пахал, сеял, молотил, собирал виноград, заботился о стариках.

Однажды в полдень, когда он спал, послышался откуда-то крик, да такой сильный, что воды в реках помутились, деревья до земли склонились, и три часа гулом гудела земля.

Фэт-Фрумос проснулся и спрашивает:

—          Отец и мать, кто это кричал так громко, что гудит до сих пор земля?

—          Не знаем, что тебе и ответить, сынок,- видеть мы его не виделии даже имени его не слыхали, а крика такого в жизни не привелось нам еще слышать. Есть, однако, один дед у колодца,- веки у него до пояса, ресницы до колен, борода до пят,- он-то наверняка знает, кто кричал, как знал он все и про нас с тобой.

Взял Фэт-Фрумос смену одежды, денег, напекла ему баба лепешек на дорогу — и отправился в путь. Шел долго, пока не пришел к деду у колодца.

—          Остановись, храбрый молодец, отдохни, попей и поешь…

—          Я, дедушка, не пить и есть сюда пришел, а спросить тебя — кто это так громко кричал намедни, что воды в реках помутились, деревья до земли склонились и гулом гудела три часа земля?

—          А это, молодец, Веря-Богатырь кричал в Кодрул-Ревакул, имя его я слыхал, а видать не видывал, но если ты сходишь к моему брату, он скажет тебе, как его отыскать.

—          Ну, тогда будь здоров, дедушка, пойду дальше.

И пустился Фэт-Фрумос в путь, долго ли, коротко ли, приходит он к хибарке. А в той хибарке жил старик, такой старый, что брови закрывали ему глаза и он ничего не видел. Старик только-только разложил еду на столе и начал есть. Фэт-Фрумос присел тихонько рядом и стал помогать ему. Старик быстро все съел и остался голоден.

—          Мэй, как это получилось, что я не угадал сегодня, сколько положить еды.

И снова приготовил себе обед, а голодный странник опять съел почти все. Тогда старик догадался, что кто-то есть рядом, и говорит:

—          Видать, у меня сегодня гости за столом.

И начинает шарить рукой тут и там, приговаривая:

—          Если ты старше меня, будь мне отцом, если моложе — будь мне сыном.

—          Моложе я, дедушка,- сказал Фэт-Фрумос.

—          Откуда ты? И за каким таким делом пришел ко мне?

—          Да вот, был я у твоего брата и спрашивал его тоже,- хочу узнать, отчего кричал Веря-Богатырь в Кодрул-Ревакул, так что воды в реках помутились, деревья до земли склонились и три часа гулом гудела земля?

—          Слышать-то я слышал, но ведать не ведаю, да и никто не знает, отчего он кричал. Может, только сестра его, Иляна-Косынзяна, знает, а если нет, то никто уж не скажет тебе об этом. Однако далек путь до нее, да и двор Вери-Богатыря так хитро огражден, что будешь ходить вокруг него три дня и три ночи и не поймешь, где ворота. Но на третью ночь увидишь щель и свет из них. Постучи, и тебе откроют.

—          Хорошо, так и сделаю.

Старик дал ему коня и двух собак.

—          Коли уж ты был в гостях у меня, возьми коня и собак,

Они тебе пригодятся там.


Комментарии к данной записи закрыты.