Волохи и восточные славяне, формирование молдавской феодальной народности

Ослабление монголо-татарского ига в конце XIII — первой половине XIV в. способствовало заселению Днестровско-Карпатского региона новым населением. Одновременно Венгрия и Юго-Западная Русь были заняты территориальными спорами с Польшей и Литвой и в значительной мере ослаблены походами ордынцев. Таким образом, земли к востоку от Карпат оказались на время как бы «бесхозными». В этот период временного затишья (вторая половина XIII в.) карпатские волохи стали заселять Восточное Подкарпатье. Но они были не единственными переселенцами.

Кроме волохов, которые шли в Днестровско-Карпатский регион с запада, т. е. с Карпат, во второй половине XIII — первой половине XIV в. еще один поток двигался с севера, из Галицкого Прикарпатья, откуда прибывали древнерусские жители (русины), заселяя север Днестровско-Прутского междуречья. Третий поток (хотя и несравненно более слабый) шел с юга, с Балканского полуострова, куда вторглись османские завоеватели, спасаясь от которых уходили на север от Дуная болгары и сербы. Местное восточно-славянское население, сохранившееся в труднодоступных местах, среди густых лесов со времен набегов кочевников, быстро растворилось в среде нового населения.
В Восточном Подкарпатье, где обосновывалась основная масса мигрировавших с гор волохов, к середине XIV в. уже существовало не меньше 400 селений. На Буковине к этому времени насчитывалось не менее 200 русинских поселений, а в холмистых кодрах, на севере Днестровско-Прутского междуречья, было до 150 старых и вновь образованных сел. За 100 лет (к середине XIV в.) численность населения в Днестровско-Карпатских землях достигла, по оценкам специалистов, 85 тыс. человек. Это были главным образом восточные волохи и востбчные славяне.
Как волошское, так и славянское население, встретившееся на территории от Днестра до Карпат, являлось православным, что способствовало их сближению и объединению. Совместные сла- вяно-волошские силы оказывали сопротивление натиску венгерских феодалов и католической церкви. В этих религиозных конфликтах находили отражение социальные противоречия формирующейся феодальной формации. Венгерское королевство представляло собой в то время сильную феодальную монархию, от гнета которой карпатские волохи уходили в восточные земли, тем более, что венгерский король раздавал старые традиционные пастбища волохов в Карпатах католическим монастырям и своим рыцарям.
Восточно-романское население, пришедшее в Днестровско- Карпатские земли, выделилось в отдельную Днестровско-Карпат- скую ветвь волохов и вместе с восточно-славянским населением стало основой формирования молдавской феодальной народности. Причем волошская колонизация территории между Карпатами и Днестром была гораздо более интенсивной, чем славянская.
Поэтому в процессах взаимной ассимиляции волохов и славян романские элементы стали преобладающими. Ассимиляция эта была, конечно, не одномоментным актом, а растянулась на несколько столетий и продолжалась по мере продвижения волохов из Трансильвании к берегам Прута и Днестра. Однако, несмотря на сравнительно быстрые процессы формирования молдавского этноса, сопровождавшиеся ассимиляцией славян, последние окончательно не исчезли и продолжали мирно проживать рядом с молдаванами на протяжении многих веков. Григорий Уреке, Мирон Костин, Дмитрий Кантемир, другие молдавские летописцы и ученые еще в Х/11-Х/111 вв. пытались дать объяснение тому факту, что в Молдавии испокон веков живет славянское население.
Если суммировать рассмотренные нами процессы формирования молдавского этноса, молдавской феодальной,„ народности, можно очертить следующие этапы этого сложного многотысячелетнего пути.
I. Появление в I тысячелетии до н. э. на территории к югу и к северу от Дуная фракийских племен — древнейших предков молдаван и других восточно-романских народов.
II. Романизация в 1-111 вв. н. э. фракийских племен гетов и даков, то есть формирование на их базе населения, говорившего на народной латыни.
III. «Великое переселение народов» с IV по XII в., в ходе которого славяне заселяют Юго-Восточную Европу. Контакты романизированного населения со славянами приводят к образованию в IX в. волохов, которые стали ближайшими предками молдаван, румын и других восточных романцев.
Далее, с XII в., в среде карпатских волохов выделяется восточная ветвь, которая, переселяясь к востоку от Карпат,смешивается с древнерусским населением, ассимилируя его и впитывая в себя восточно-славянские элементы. С этого времени происходит формирование собственно молдавского народа, которое включило в себя несколько этапов.
I. XII—XIII вв. — волошское население из Внутрикарпатского плато переселяется на восток и выделяется как карпато-днестров- ская ветвь волохов со своими особенностями в хозяйственном укладе, культуре, традициях и т.д. Эта ветвь ассимилирует вос- точно-русское население, постепенно вырабатывая особое этническое самосознание, отличающееся от других волошских ветвей.
II. XIV в. — у обособившихся волохов, осознавших себя как молдаване, происходит в Днестровско-Карпатском регионе формирование классов феодального общества, складывается экономическая, территориальная, языковая общность, образуются институты государственности.
III. С XV по XVIII в. — консолидация молдавской феодальной народности, формирование внутреннего рынка, развитие экономической, культурной, этнической и духовной общности молдаван, молдавского языка.
В последующие эпохи складывалась молдавская буржуазная нация. В XIX в. эти процессы главным образом протекали в Пруто- Днестровском междуречье и на левобережье Днестра. Тогда как на территории Запрутской Молдовы после ее объединения с Мун- тенией шел процесс формирования и консолидации румынской буржуазной нации, о чем речь впереди.


Комментарии к данной записи закрыты.

Категория: Приднестровье