Сугур-Мугур и кузнец
Снова послал его Сугур-Мугур — к кузнецу подковать лошадей и велел ему сделать подковы из алмаза, и чтобы каждая подкова весила опять же по двадцать пять пудов.
Петря взял коней, пошел в лес, нашел кузницу, ударили они по рукам с кузнецом, и заплатил ему Петря, сколько он хотел, а когда узнал кузнец, какие он хочет подковы,- подивился:
— Эге-ге-ге, одному только Сугуру-Мугуру подковывал я коней подковами по двадцать пять пудов, но давно уже заточил его Черный Царь в подземную темницу,- не знаю, жив ли храбрец, нет ли.
— Жив он, дедушка, жив.
Как услышал это кузнец, взял в руки молот, стал стучать по наковальне, и пришло кузнецов много, как листьев на дереве, и были они быстры, как слово. Взялись они все разом и вмиг подковали лошадей — так, как он и велел.
Снова пустились они в долгий путь, шли и шли все летние дни до вечера. Небо их то солнцем припекало, то дождем освежало. Когда вечерело — небо темнело, а по утрам — ясной зорькой алело.
И сколько они так ехали — год, два или, может, больше — кто знает, скажем только, что после дороги длинной, а потом еще длиннее увидели они на рассвете дивный замок, какого еще не видывали,- окруженный радугами и тысячами звезд, которые так горели, что ночью было светло, как в полдень.
Это был замок Иляны-Косынзяны.
Подошли они к подножью горы, где стоял замок,- и что же видят? Глазам своим не поверили путники: пылало пространство от земли до неба.
— Отчего это огонь горит до самого неба? — спросил Петря.
— То не огонь, а волосы прекрасной Иляны-Косынзяны: она цветок из косы кинет — редкий смельчак его поднимет, с годами дева не стареет, не вянет и не молодеет, а все шестнадцатилетней остается, волосы ее длинны до пят, и вся сила — в этих волосах.
Обуздали они коней покрепче, огрели их кнутом и стали подниматься на стеклянную гору, а когда добрались до вершины, подковы у коней стерлись наполовину. Но вот очутились они перед, воротами замка и спешились. Дал Сугур-Мугур Петре саблю и говорит:
— Ступай во дворец. Увидишь там двенадцать комнат — отвори их: ты должен найти золотое яблоко. Отыщешь яблоко — спрячь его за пазуху. Когда Иляна-Косынзяна уснет, подойди к ней, сними кольцо с ее пальца и, если сумеешь сделать это, хватай саблю и отрежь ей половину волос — тогда она пойдет за тебя. Ну, ступай и смотри: если не выполнишь всего, заказаны нам отсюда пути-дороги.
Сугур-Мугур прошептал несколько волшебных слов, дунул раз на Петрю и сделал его невидимкой.
Вошел Петря, никем не замеченный и не услышанный, в замок, потянул засов, и отворились сразу все двенадцать комнат, нашел он золотое яблоко и спрятал его на груди.
А Иляна-Косынзяна почуяла сразу, что нет яблока, и крикнула стражам:
— На помощь! Ловите вора и отыщите яблоко, иначе не сносить вам головы!
Стражи обыскали весь двор и дворец хорошенько, но даже мухи не нашли. Когда шум утих, все успокоилось и Иляна-Косынзяна крепко уснула в своей спальне, Петря подождал, пока она уснет еще крепче, вошел к ней, снял с ее пальца кольцо и надел себе на палец, а свое кольцо надел ей.
Посмотрев на кольцо, он увидел надпись: «Иляна-Косынзяна. Цветок из косы кинет — редкий смельчак его поднимет».