Как проснулась Иляна-Косынзяна
Проснулась Иляна-Косынзяна и снова подняла стражу на ноги.
— Все на помощь! Кольцо мое обменяли.
Стражи побежали в разные стороны, обыскали все углы и закоулки, где только можно было спрятаться,- напрасно. А Петря свободно расхаживает себе по двору и по дворцу.
Прогнала Иляна-Косынзяна стражу и сама стала у ворот. Сидит, охраняет дворец, и вдруг половина ее волос падает на землю. Это Петря взмахнул саблей и отрезал ей волосы.
Как увидела это Иляна-Косынзяна, проговорила:
— Кто ты таков, что сотворил невозможное, выйди, я хочу посмотреть на тебя. И если ты мужчина — будешь мне отцом, если женщина — будешь мне матерью, если девушка, будешь мне сестрой, а если парень — будешь мне мужем на всю жизнь.
Услышав это, пошел Петря к Сугуру-Мугуру, тот снова подул на него, прошептал волшебные слова и вернул ему прежний облик.
Воротился Петря к Иляне-Косынзяне, и, когда она увидела его, то обняла и поцеловала:
— Знай, что с сегодняшнего дня ты мне муж на всю жизнь.
Что было потом? Был стол большой, и пригласили за стол Сугура-Мугура, и после того, как гости угостились, поколдовала Иляна-Косынзяна над дворцом и превратила его в золотое яблоко. А потом они втроем оседлали: Сугур-Мугур — Черного Дьявола, Петря — Рыжего Витязя, а Иляна-Косынзяна — белого, как снег, скакуна — и отправились обратно к дому.
Днем они ехали, а по ночам отдыхали. Молодые спали, а Сугур-Мугур не ложился — сторожил.
Ехали они год, ехали два, старик все сна не знал: как ни велика была ночь, охранял их. Когда осталось до конца пути каких-нибудь три недели, шлет Петря письмо домой бабе и деду — чтоб нашли они сватов и чтоб встретили их и обручили.