Волк
В обед присел он отдохнуть в золотом саду во дворце у Солнца. Сидел и все смотрел на дорогу, что ко дворцу вела,- не идет ли кто, не несет ли чего. Сидел, сидел, ждал, ждал и увидел, наконец, Волка Железную пасть. Волк нес ему еду.
— Эй, Волк-волчище! Я уже все глаза проглядел, тебя с обедом дожидаючи!
— Так ведь у тебя одно только дело — с лучами управляться, а у меня столько забот, что ни рук, ни ног не хватает!
— Что же это за служба у тебя такая?
— Я — всех волков повелитель. Наставляю их, как и что им делать, приказания отдаю. Не позволяю на бедняцкую скотину нападать, а посылаю в стада богатеев, чтобы там кормились досыта…
— Так это ты — повелитель волков?! Я целый год батрачил, чтобы жеребенка заработать, а когда повел его домой, ты наслал своих волков и они сожрали беднягу на лесной опушке! Я чуть не умер с горя!
Взял Ион Волка в оборот, да так его отколошматил, что зверюга едва ноги унес!
Пообедал Ион, встал из-за стола и опять пошел лучи направлять, небо-землю освещать и ветерок вызывать; работал без остановки, пока не пришло время ужинать. А тогда снова пошел в золотой сад.
Сидит в саду, ждет, а сам думает: «Я уж от голода умираю, а Змея все нет!»
Через какое-то время видит — мчится Змей Золотая чешуя, через горы перепрыгивает, через долы перескакивает. Далеко он еще был, а Ион уже кричит:
— Поспеши, Змеище, поспеши! Истомил меня голод!.. Ты
почему так запаздываешь?
— У тебя всего и дел-то — с лучами управляться. А у меня — невпроворот и трудно все до конца довести!
— Что же это за дела такие? — спросил Ион.
— А вот знай: должен я камни расплавлять, дожди с места на место переносить, громами и молниями управлять, чтобы не ударили они в дом какого-нибудь бедняка, а поражали бы дома богатеев…
Схватил его Ион за горло:
— Так это ты допустил, чтобы мой любимый жернов на куски
разлетелся?! А я за него батрачил целый год!..
И такую трепку задал Ион Змею, что бедняга не знал, по какой дороге бежать!
Поужинал Ион и снова принялся за свое дело. Возился он с лучами, пока день не кончился. А в конце дня во дворец вернулся и увидел, что Солнце совсем уже готово под венец идти. И с кем бы вы думали? С той самой феей, младшей сестрицей! С досады и злости великой схватил Ион секиру и давай золотые деревья рубить и на пути Солнца бросать!
Слуги Солнцевы — Повелитель птиц, Дед Мороз, Волк Железная пасть и Змей Золотая чешуя, все в этот день наплакались — едва успели ноги унести от Ионовой секиры!
Подошло Солнце к Иону, спрашивает:
— Ты за что Повелителя птиц побил?
— А его еще больше побить надо было! Ведь это он позволил птицам мою пшеницу склевать. А какая пшеница была! Каждый стебелек от корня до маковки — сплошной золотой колос!
— Да, провинился он перед тобой!.. А у Деда Мороза зачем бороду повыдергал?
— А он зачем заморозил мою гречиху цветущую? Вся гречиха полегла, ничего не осталось!
— Да, он тоже перед тобой виноват!.. А Волка Железную пасть за что поколотил?
— Как же было не поколотить его? Ведь он позволил волкам сожрать жеребенка, за которого я целый год батрачил!
— Ну, значит, так ему и надо!.. А Змея Золотую чешую за какую провинность наказал?
— Я год на боярина работал, чтобы мельничный жернов получить,аЗмей его в одинмиг молнией накусочкиразбил!
— Правильно наказал!.. Ну, а я в чем перед тобой провинилось? За что ты у меня золотые деревья повырубил и все тропки-дорожки мои завалил.
— А вот и провинилось! Невесту у меня увело! Лозвало солнце прекрасную фею и спросило:
— Кто ты такая, красавица?
— Невеста Иона-бедняка!
— Ну, коли так,- сказало Солнце,- забирай, Ион, свою
суженую и ступай себе с миром! Тому, кто чужие семьи рушит,
нет места ни на небе, ни на земле!
А фея сказала:
— Ох, Ион, Ион, как же долго я ждала, чтобы ты меня на
землю дернул и чтобы мы с тобой там свадьбу справили!
И повел Ион красавицу фею к тому дереву, по которому он на небо взобрался, нарвал и яблок наливных, и груш, и орехов, и после вместе с невестой на землю спустился.
Пошел Ион к царю и отдал ему все плоды.
Как увидел царь Иона с яблоками наливными, с грушами да с орехами, как увидел раскрасавицу с ним рядом — сжалось его сердце и чело омрачилось. Захотелось ему заполучить девицу да и царство свое в целости сохранить, не отдавать обещанной половины. Короче, собрал сквалыга-царь своих советников и спросил, как ему быть.
— Отрубить Иону голову! — посоветовали советники.
— Да думаете ли вы, что говорите?! Как можем мы лишить человека жизни — так вот, за здорово живешь?
— Нет, царь-государь, не руби ему голову,- сказал мудрейший из советников,- лучше такую ему трудную службу придумать, чтобы не смог он ее исполнить. А тогда и голову будет за что рубить… Прикажи ты ему, пресветлый царь, насадить вокруг дворца во все стороны, докуда взор достает, виноградник, и чтобы к утру лоза выросла, гроздья завязались, виноград в них созрел и были бы гроздья по всему дворцу развешены, чтобы ты мог, не вставая с ложа царского, до них рукой дотянуться!
Позвали Иона. Царь ему и говорит:
— Видим мы, что ты — на все руки мастер. Кто только ни пытался на дерево влезть — ты один с плодами вернулся и полцарства по праву заслужил. Только сначала должен ты нашу царскую волю выполнить. Во все стороны вокруг дворца нашего, докуда глаз достает, должен ты посадить виноградник и чтоб завтра к утру уже лоза выросла, гроздья завязались и налились, виноград в них созрел и были бы спелые гроздья по всему дворцу развешены, чтобы мы, проснувшись, могли не вставая до них рукой дотянуться!..
— Ну что ж, царь, и на том спасибо! — ответил Ион и грустный пошел восвояси, утешаясь мыслью, что где-нибудь да найдет справедливость.
Пришел к фее своей и говорит:
— Получу я полцарства, нет ли… А вот голову потеряю — это уж точно!
— Почему так?
— А вот послушай, что мне царь приказал: должен я за одну ночь виноградник посадить, да чтоб к утру уже лоза выросла, гроздья налились и созрели… А где такое видано?!
— Тот, кто такую службу для тебя придумал, не о благе твоем пекся, а о погибели!.. Но ты не грусти, не кручинься. Дай сюда крылья, что у меня забрал, а сам иди и спать ложись. Ты ведь устал, а утро вечера мудренее!
Лег Ион спать, а волшебница приделала себе крылья, и в тот же миг явились перед ней, как из-под земли, два молодца. Кушмы сняли, поклонились и спрашивают:
— Что угодно, хозяюшка?
— Видите холмы вокруг дворца?
— Видим.
— Разравняйте их и везде, докуда взор достает, посадите виноградник, да так, чтобы к утренней заре уже лоза выросла, гроздья завязались и налились, виноград в них созрел, и весь урожай был во дворец свезен и гроздья развешены, чтобы царь, проснувшись, мог виноград со своего ложа достать!
Свистнули два молодца, и тотчас же отовсюду — из земли, из зеленой травы-муравы повысыпало слуг видимо-невидимо, что листьев в лесу, быстрых, юрких, как мышки. Отправили их молодцы на работу во все концы, наказали холмы в долины превратить и виноградник насадить по всем правилам, как фея распорядилась.
Сразу же принялись слуги за дело и работали усердно всю ночь напролет — одни пашут, другие садят, третьи пропалывают, четвертые лозу подвязывают, пятые обрезают…
Не успела заря зарозоветь — созрели гроздья. Осталось лишь урожай собрать.
А на рассвете потянулись к царскому дворцу вереницы каруц с виноградом.
Разбудила фея Иона:
— Ступай, муженек, посмотри, какой виноград уродился!
Поглядел Ион вокруг — повсюду, куда взор достает, сплошной виноградник!