Волк
Отдохнув, снова отправился кот в путь-дорогу, к царскому двору. А навстречу ему волк. С перепугу бросились они бежать — один в одну сторону, другой — в другую, и за холмом повстречались снова.
— Ты куда, кот?
— Да вот, к царю с жалобой.
— А на что жалуешься?
— С некоторых пор не стало мне мочи в деревне: все меня бьют и гонят, на каждом шагу придираются, и вот я собрался к царю, выложу ему все, пускай рассудит.
Волк тоже пожаловался на свою участь: — И меня все гоняют и травят, облавы устраивают, из ружей стреляют. Уж не пойти ли мне тоже к царю жаловаться?
— Постой, волк,- говорит кот,- постой. Давай-ка сперва подумаем, прежде чем во дворец идти. Я-то иду, но ведь я один на всю деревню, а вас, волков, много, и если один пойдешь, не станет царь тебя слушать. Другое дело, если будет вас пятьдесят. Тогда царь непременно примет вас и рассудит, а тебя одного — нет. Скажет, как это — другие-то не пришли жаловаться, а ты один выискался. Если бы собралось вас побольше волков, я бы, пожалуй, вас повел во дворец, чтобы царь рассудил вас.
— Тогда подожди маленько, кот, сбегаю я к своим родичам и пойдем вместе.
Сталволк по полям рыскать, по лесам бегать и привел за собой вскорости пятьдесят волков. Вот и пошли вместе. Всюду в пути выбегали люди, только глаза таращили:
— Гляньте-ка, тот самый кот, а за ним волчье стадо. Куда это они?
Пришел кот с волками на царский двор. Как завидели их стражники, обуял их страх, не знали, куда бежать.
А кот заявился во дворец, низко царю кланяется и говорит:
— Именитый царь, прислал тебе Пенеш-царь пятьдесят волков — выкуп за дочку, за которую сватается.
Вышел царь на крыльцо посмотреть на подарок и велел запереть подаренных как можно скорее. Прибежал ключник, открыл ворота, и волки вошли во двор. В это время царские слуги живьем обдирали лисиц, и стоял такой визг и лай, что хоть из дому беги.
Испугались волки.
— Что это за крики? Караул! На помощь!
Кот успокоил их.
— Не надо пугаться. Явилась сюда недавно стая лисиц с жалобой на свою недолю. Царь их принял и выслушал, разобрался в жалобе, усадил за стол, накормил, напоил, и на радостях так они нализались, что теперь галдят и визжат до неприличия.
— Пожалуйста, не вселяйте нас к ним, а то они пьяные и начнут приставать.
Ключник закрыл их в другой комнате, запер за ними замок, задвинул засов и выставил стражу у двери.
Только тогда бедные волки поняли, что попали в беду и не сносить им шкуры, но было поздно!
А царь пригласил кота к своему столу, угощал его, потчевал, не переставая удивляться храбрости и искусству молодого охотника.
— Мои охотники в кои-то веки притащат волка, да и то после большой облавы с егерями и гончими, а живого им еще не доводилось приносить.
— Светлейший царь, царь Пенеш искусный охотник, равного которому нет на свете.
— Как бы так сделать, чтобы навестил он нас хоть разок. Мы бы сочли это за большую честь и очень бы были рады.
— Я ему скажу, и он непременно приедет.
На прощанье наделил царь кота дорогими подарками, едой на дорогу, дал солдат в провожатые. Пришел кот домой — и сразу к парню.
— Вставай, Пенеш!
— А что?
— Пошли к царю обручаться с царевной и свадьбу готовить.
Встал парень, вылез из перьев, умылся и пошел с котом. Шли
онисколькошли, и добрались до моста черезбольшую реку, то ли Днестр, то ли еще побольше, и говорит кот:
— Залезай под мост и сиди там, пока не приду.
Парень залез под мост, а кот пошел на базар, обошел там все лавки, накупил шапок, папах, киверов и шляп всевозможных, сколько хватило денег, вернулся к реке и кинул все на воду.
— А теперь,- сказал он парню,- жди меня вот тут под мостом, и когда придет царь со своим войском, не выходи, пока я не принесу тебе одежду.
— Ладно, сделаю, как ты говоришь.
Пошел кот чуть не бегом во дворец. Завидев его, вышел царь ему навстречу.
— И на этот раз не пожаловал Пенеш-царь?
— Он в пути, именитый царь, но стряслась с ним большая беда. По дороге сюда переправлялись мы через большую реку, и все его войско потонуло, только шапки да шляпы плывут по воде. С большим трудом вытащили мы его одного, без коляски, и теперь он в чем мать родила под мостом.
Царь, узнав о таком несчастье, тотчас же велел выдать коту одежду, коляску и лошадей, а сам направился к мосту.
Кот, опередив его, прибежал с царской одеждой, парень оделся, вылез из-под моста, не может глаз оторвать от сверкающего, расшитого золотом мундира, туфель с пряжками, смотрит, не налюбуется, вертится юлой.
Спрашивает царь:
— Что это он так одежду разглядывает?
— Не нравится она ему, ваше величество, его-то одежда наряднее была, дороже.
— Пусть он будет здоров, а одежду мы ему справим и войско ему подберем по достоинству.