Волшебный конь
Было это так давно, будто вовсе не бывало, бабки наши были девочки, внучек замуж не повыдавали… Жил в те времена человек, и было у него три сына. Два старших — люди как люди, не выходили из родительского повиновения, слушались советов людских, а младший — звали его Тэлэеш — непонятливый был и непослушный.
Как-то по весне засеял отец землю просом.
Взошло оно, ветер стал уж колыхать колосья, и начал он замечать, что топчут просо лошадиные копыта. Пришел как-то отец, огорченный, домой, посоветовался с сыновьями и решил посылать их по одному каждую ночь стеречь просо. В первый вечер пошел самый старший, но заснул и не узнал, чьи лошади глумятся над землей.
Пришел черед идти среднему. Стерег он, сколько мог, но в полночь свалил и его сон с ног, проспал он всю ночь еще крепче, чем старший брат, и тоже ничего не узнал.
Настала очередь «коврижника» — так называли его братья — идти сторожить. Едва зашло солнце, отправился он к просяному полю. Думаете, кто-нибудь из старших надеялся на удачу? Нет, конечно. «Толку с него, как с липового гвоздя»,- говорили братья. Однако ж отпустили.
Пришел Тэлэеш к посевам, выбрал место удобное в гуще бурьяна на холме, откуда поле было видно как на ладони, и притаился.
Немного спустя после полуночи слышит — задрожала земля под копытами, и заполонил поле целый табун лошадей. Одна лошадь ближе всех подошла к тому месту, где сидел парень, подошла и стала есть просо, а Тэлэеш подкрался и… хвать ее за гриву! — поймал. Остальные кони разбежались со страху, а этот — как ни бился, ни изворачивался, не мог вырваться из крепких рук парня. Увидел конь, что не спастись ему,;- и стал просить Тэлэеша:
— Хозяин, не лишай меня раздолья, порезвиться дай на воле, лучше отпусти с добром — пригожусь тебе потом. Вырви три волоска из моей гривы и храни их у себя. Как буду я тебе нужен, вынь их, подуй и проговори:
Гэитан, волшебный конь, Хватит пастись, скачи ко мне, Зовет тебя хозяин!
и я в одно мгновенье буду подле тебя.
Вырвал парень три волоска из лошадиной гривы, сложил их и спрятал, а лошадь отпустил.
С того дня табун не топтал больше посевы. Росло просо, никем не тронутое.
Разнесли в то время царские гонцы весть полстране, что выдает царь замуж свою младшую дочь, невиданной красоты-во всем белом свете равной ей не было. Много парней сохло по царевне, но царь хотел, чтоб его зять был лучший из лучших на земле. Поместил он дочь в самую высокую башню дворца, а от земли дЪ балкона воздвиг мраморную лестницу, белую и узкую, и сказал: кто поднимется верхом на коне до балкона принцессы и сниметсее пальца кольцо,тот и возьмет ее в жены.
В назначенный день собрались перед дворцом королевские и царские сынки, среди них и простые парни, что отважились испытать своесчастье,-все верхом на лошадях, горячих как огонь.
Двое сыновей того человека, о котором мы ведем рассказ, попросили родительского благословения и тоже пошли, как говорится, мерять море пальцем: были и у них хорошие верховые кони и богатая одежда.
Младший – откуда только взялся! –тоже захотел поехать.
— Сиди, мэй, дома — не срами нас перед людьми. Нет у тебя ни коня верхового, ни одежды приличной, как поедешь? — набросились на него братья.
— А я оседлаю белую лошадь, все равно она стоит без дела — и поеду,-сказал Тэлэеш. Так и сделал: оседлал белую кобылу ипустился в путь, к государеву дворцу.
На полпути нагоняют его старшие братья, хлестнули пару раз по щекам — да так, что тому небо с овчинку показалось.
— Вернись, не по твоему рылу царская дочь!
Тэлэеш и слова не вымолвил — продолжал себе путь. А когда братья скрылись, вынул из-за пояса три волоска из лошадиной гривы, подул на них и прошептал:
Гэитан, волшебный конь, Хватит пастись, скачи ко мне, Зовет тебя хозяин!
В то же мгновение вырос перед ним конь, равного которому на свете не было,- черный, как вороново крыло, грива волнистая, шерстка блестящая, скребет копытами землю и спрашивает:
— Чего желаешь, хозяин?
— Хочу царскую дочь в невесты взять.
— Подожди немного, я приготовлю все в дорогу.
Прошло немного времени, и возвращается Гэитан: серая лошадь в яблоках, с золотым седлом, стременами до земли и серебряной уздечкой. Танцует перед хозяином и говорит ему, пригибаясь:
— Войди в мое левое ухо и выйди через правое. Парень так и сделал и вышел разодетый женихом.
— Как поедем, хозяин, как ветер или как мысль?
— Ни как ветер, ни как мысль, а лошадиным шагом, да
помалу, как богатырям пристало.
Конь отправился через горы и долины, по холмам да по волнам и догнал старших братьев Тэлэеша, которые при виде всадника расступились, поклонились почтительно и осмелились лишь спросить:
— Откуда ты, богатырь?
— Из Пощечина,- ответил он и поехал своей дорогой.