Драка со змеем
Висан вышел из-под моста и говорит:
— Лай, собака, лай,
Вот он я — встречай!
Змей увидел его и отвечает:
— Давай побратаемся, Висан, потому что нет на всей земле нам с тобою равных.
Но Висан знал, что не может быть добрых помыслов у чудища-змея.
— Этакой глупости я никогда не сделаю — брататься со змеем! Как станем бороться: на саблях рубиться, булавами биться или так драться?
— Так драться — это дело храбрецов.
Стали они драться и дрались с утра до полудня, но не смогли победить друг друга.
— Давай сделаемся двумя крепкими обручами из кремня, взберемся — один на одну гору, другой — на другую, ударимся, и тот, кто разобьется, будет побежден,- сказал змей.
Начали катиться обручи с высоких и отвесных, как стены, гор, и, когда ударялись друг о друга, то искры летели во все стороны. Дрались так до захода солнца, но все оставались невредимыми. Видя, что не удается победить ему Висана, вспыхнул змей зеленым пламенем, а Висан — красным, и продолжали они драться так, два пламени, до темноты, а потом упали, изможденные, один в одну сторону, другой — в другую. Лежат, мертвые от усталости, и видят: летит ястреб.
Змей закричал:
— Ястреб, ястреб, спустись в те замки, принеси мне оттуда ломоть хлеба и стакан воды, чтобы я подкрепил свои силы. В награду дам я тебе Висана на съедение.
Висан тоже попросил: — Ястреб, ястреб, опустись к той большой луже, намочид
крылья и обрызгай змея, загаси зеленое пламя, чтобы ослабе собачий сын,- дам тебе в награду девять холмов мяса змеевг Намочил ястреб крылья в луже, обрызгал змея и загаси зеленое пламя. Тогда Висан схватил змея, швырнул его озем что было силы, и ушел тот в землю по горло. А Висан булавой -тррах! — сделал из него три груды мяса и сказал ястребу:
— Вот здесь, у золотого моста, три горы мяса змеева, подальше, у серебряного моста, еще три холма, и у медного моста — тоже три, сиди и ешь на здоровье.
Что оставалось теперь Висану? Взял он коня змеева, поехал к золотому замку, посадил младшую дочь на коня и поскакал за средней дочерью, потом отыскал старшую,- они не успели еще далеко отъехать,- и устроили они большой пир на радостях и гуляли три дня и три ночи.
— А теперь поехали, отвезу вас к отцу.
И Висан отправился в путь, радостный, что все его беды позади.
Подвел он дочерей царских к цепи железной, подвязал старшую дочь под руки и спустил ее на макушку башни, потом так же опустил вторую, а потом третью, и с нею спустился сам.
Когда все они были уже на башне, вспомнила вдруг одна из девушек, что забыла во дворце гребень. И вторая вспомнила про гребень. Оказалось, все три забыли гребенки.
— Где их искать? — спросил Висан и поднялся снова по цепи
на небо.
Все бы ладно было…