Хора в деревне

А на следующее воскресенье снова была хора в деревне. Баба с пятницы взялась готовить свою дочку — мерила ей одежду, причесывала и украшала, дедова же — только делами и была занята, а когда на бабу нападала злость или прихоть — доставалось бедняге!

Перед уходом смешала баба наспех два мешка мака с двумя мешками проса и оставила их дедовой дочке.

—          Пока вернемся, прибери в доме, свари нам поесть, покорми птицу, а после садись перебирай мак и просо — отдельно их в мешки соберешь.

Сколько же это времени и рук нужно было, чтобы переделать все дела! Потемнела лицом дедова дочь, не знала, с чего ей начать, села и стала плакать. Поняла девушка, что не шутя задумала мачеха сжить ее со свету.

Сидит она, заплаканная, думая невеселые свои думы, и пролетаетнаднеюстаяворобьев. Прочирикали-пропеливоробьи:

—          Ты чего плачешь, умница да скромница?

— Как же мне не плакать, если мачеха сживает меня со свету. Столько дел на меня наваливает, что хоть разорвись на части — не переделаешь всего.

—          Не печалься и не тужи об этом, делай свою работу, а мак

и просо мы тебе переберем.

Стала девушка метаться — со двора в дом, из дома во двор, то к птичнику, то к колодцу. Переделала все дела, смотрит, а воробьи уж наполнили мешки, и ей осталось только завязать их.

Поблагодарила она воробушков и пошла к ореху, с грустью глядя, как народ собирается на гулянье.

—          Войди в ствол,- проговорил снова орех,- оденься, уберись и иди на хору.

Вошла девушка в дерево, сняла с себя свои лохмотья и выбрала платье, расшитое золотыми нитками, отливающее драгоценными камнями. И когда надела его, то такую прелесть придал наряд ее стану, и вся она была так хороша, что даже солнце в небе закраснелось, чувствуя себя замарашкой в сравнении с дедовой дочерью.

Взяла она с собой букет цветов и отправилась к центру села, где собиралась хора. Тут она опять всем раздала по цветку, только бабе с дочерью не дала.

И сколько было на хоре парней, статных молодцев, царских и королевских сынов,- у всех сердце зашлось от желания видеть ее своей невестой.

А девушка танцевала,нежная и огневая, как ягодка луговая, так что музыканты флуеров не отнимали от губ, смычков от струн, один танец кончали, другой начинали,- всей хоре она тон задавала.

И когда дедова дочка повернулась, чтоб уйти, выступил сын какого-то короля — хотел было взять ее за руку, но она вырвалась, и только кольцо с ее пальца осталось в его руке.

Прибежала дедова дочь домой, сняла с себя красивый убор, надела заплатанные одежки, и, пока накрывала на стол, вернулись баба с дочкой.

—          Опять была на хоре та красавица. Один парень-богатырь в королевской одежде снял кольцо у нее с пальца и теперь ищет ее, говорят, по всему свету. Все наше царство-государство поставил на ноги: всем девушкам кольцо то примеряют, найти ее хотят.

Не было теперь у бабы другой заботы, как разодеть дочку и ждать королевича. Она обрезала ей ногти, умыла, причесала, нарядила и усадила на завалинку перед домом,- пришел бы поскорее королевич и примерил ей кольцо. Дедову же дочку послала по всяким делам, и та, бедная, переделала одно, другое, третье — все как нельзя лучше. А вместо благодарности схватила ее ведьма одной рукой за ворот, другой — за волосы, вытолкала в сени, стукнула там об дверь головой и затиснула в колоду с золой.

—          Здесь сиди, ленивица, и чтобы дыхания твоего не слышно было. Когда велю — тогда и выйдешь.


Комментарии к данной записи закрыты.