Исай-батрак
Было это, где было, а если бы не было, не рассказывали бы. Жил некогда человек, а с ним — три сына. Но, видно, не судьба ему была жить, сложили ему на груди руки раньше времени, и остались ребята сиротами. Оставшись одни, посовещались мальчики меж собой:
— Пойдемте, братцы, куда глаза глядят, будем батрачить,
трудом хлеб зарабатывать.
Отправились все трое в путь. Много ли. мало ли идут, приходят к груде больших камней. Смотрит старший брат на них и говорит:
— Эх, кабы сделались эти камни овечками, а я чабаном ихним, любого трудягу, какой бы сюда ни пожаловал, угостил бы я сыром свежайшим, а пожелай он мясца, зажарил бы на вертеле лучшую овечку, принял бы человека лучше некуда, и ушел бы он от меня сытый.
Как сказал парень, так и сделалось. Превратились камни в овечек, а сам он стал их чабаном и хозяином.
Другие братья пошли дальше и вышли к вырубленному лесу. Куда ни глянь, одни пни. И сказал средний брат:
— Эй, если б обернулись эти пни табуном лошадей, любому трудяге, какой бы сюда ни пожаловал и сказал, что болят у него ноги и ходить ему не под силу, подарил бы я того коня, какого он сам бы себе пожелал, а будь этих путников двое, дал бы еще
и лучшую карету в придачу.
Не успел он сказать, как обернулись пни лошадьми, и остался средний брат за табуном ходить.
Младший же брат Исай побрел один-одинешенек куда глаза глядят. Что ему было делать? Заботы и бедность следовали за ним по пятам, а он все шагал, исходил не одно село, постучался не в одну дверь, пока наконец не уговорился с каким-то боярином год у него работать за одну телку.
Выбрал он себе худшую телку из стада, ходил за нею, кормил ее и поил, и сделалась телка — любо-дорого посмотреть. А перед тем, как исполнился год, околела.
Говорит ему боярин:
— Еще побатрачишь год, получишь другую.
— Нет, барин, раз уж не досталась мне эта, не останусь у тебя, пойду, куда глаза глядят.
Пошел он туда, сюда, шел неделю, шел две, пока не постучался к другому боярину.
— Здравия желаю, барин. Не требуется ли тебе батрак?
— Добрый день, парень. Требуется, как не требуется, некому у меня скот пасти, свиней кормить. Какой у нас уговор будет:намесяц,нагод?
— На год, барин.
Уговорились, что будет Исай год батрачить за телку. Проработал Исай год, а когда вышел срок, околела телка. Говорит боярин:
— Побудь у меня еще год, дам тебе двух телок.
— Если нет мне счастья, то уж не будет. Пойду дальше,- отвечает Исай.
— Ступай с миром. Не хочешь больше батрачить, силой тебя держать не буду.
Отправился Исай в путь-дорогу, долго ходил, пока не пришел наконец к другому боярину. Во дворе у боярина, возле ворот, увидел Исай большую кучу камней, и вздумалось ему побатрачить за эти камни. Может, будет ему хоть от них какой-то прок. Постучался он в ворота, вышел хозяин, уговаривается с ним на один год.
— А жалованье,- говорит Исай,- положишь мневотэту кучу камней.
Согласился боярин и поскольку в цене сошлись, то ударили порукам, и начал Исай батрачить и пробатрачил ровно год. А когда вышел срок и худо ли, хорошо ли, а все-таки полагалось парню хоть что-то получить,- поднялась буря с великим дождем, и не стало камней, будто сквозь землю провалились. Увидев это, боярин сказал:
— Побатрачь еще один год у меня и получишь две кучи кам ней.
Отвечает ему батрак:
— Коли нет мне удачи, напрасно буду батрачить, лучше пойду Куда глазаглядят,чтобыволкименязадрали, разбойники порешили,- лучше в пропасть броситься, чем работать вот так, задаром!